04.12.2020 года в 10.00 часов состоялось заседание экспертного совета по экспертизе дополнительных общеобразовательных - общеразвивающих программ, реализуемых на территории МО ГО «Сыктывкар». Заседание проходило в очном-заочном формате, на платформе «Zoom».
Повестка заседания:
- Комментарий положительных и отрицательных сторон по результатам экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - ДОП).
- Предложения экспертов по корректировке экспертной карты.
- Личный кабинет эксперта на сайте ПФДО.
В ходе дискуссии экспертов, одной из положительных сторон была отмечена содержательная сторона программ. В большинстве программ структура соответствует «Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ РМЦ от 19.09.19г.», положительные отзывы от экспертов получили: рекомендуемые информационные ресурсы, прослеживаемые элементы значимости по некоторым направленностям, в частности естественнонаучной. Также положительным аспектом стали разработанные модули ДОП с применением дистанционных образовательных технологий в программах технической направленности. По мнению экспертов, наиболее точными по структуре программы от целей до контрольно-измерительных материалов стали программы МАУДО «ЦДТ».
Затем эксперты обсудили отрицательные стороны, выявленные в структуре и содержании программ разных направленностей, разработанных в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, организациях культуры. Вот некоторые из них:
- педагогами не указывается направленность программы (6 направленностей) или указываются такие, которые не соответствуют нормативным документам;
- не указывается уровень сложности программы (стартовый, базовый, продвинутый);
- отсутствует гриф утверждения программы;
- в пояснительной записке отсутствует обоснование программы (что способствовало написанию программы);
- не всегда четко раскрывается актуальность (чем будет интересна программа ребенку и родителям) и новизна программы;
- часто отмечается несоответствие задач поставленным целям и планируемым результатам;
- отсутствует разделение задач на «образовательные», «развивающие», «воспитательные»;
- несоответствие поставленных целей срокам реализации программы (не может быть цель глобальная, а срок освоения программы 1 год);
- если программа на несколько лет, то задачи и планируемые результаты необходимо сформулировать для каждого модуля;
- желательно количество задач в каждом блоке ограничить до 3-4 единиц для каждого года обучения;
- зачастую в программах не учитываются возрастные особенности детей;
- зачастую не указывается итоговое количество реализуемых часов за год, не всегда итоговое количество часов соответствует нормативам;
- темы в содержании программы не соответствуют темам в учебно-тематическом плане;
- отсутствует описание оборудования, материалов, необходимых для реализации программы;
- педагогами не прописываются в методическом обеспечении ведущие педагогические технологии и методы обучения, с помощью которых ему удается достигать высоких результатов обучения;
- отсутствуют интернет ресурсы в списке литературы, рекомендованной детям и родителям;
- в содержании отсутствует значимость программ в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития муниципалитета.
Эксперты предложили сравнить критерии и показатели экспертной карты с опорной таблицей Л.Н. Буйловой, к.п.н., методиста ГБПОУ «Воробьевы горы», ведущего методолога по разработке дополнительных общеобразовательных программ и подготовить методический конструктор для организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, на территории МОГО «Сыктывкар».
Соболь Анна Фёдоровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАУДО «ЦДТ» предложила экспертам разработать методические конструкторы по каждой направленности. Предложение принято единогласно.
После обсуждения Мозер С.В. довела до экспертов информацию о том, что на портале ПФДО для каждого эксперта будет открыт личный кабинет для экспертизы программ. Это удобно тем, что организация сможет непосредственно на портале, без рассылки материалов увидеть рекомендации эксперта к программам и оперативно осуществить корректировку.
Екимова Т.Б., методист
Мозер С.В., зам. директора, руководитель МОЦ