Международная детско-юношеская премия «Экология – дело каждого».

Сроки проведения - с 1 марта 2023 года по 1 марта 2024 года.
Заявки принимаются до 1 октября 2023 года.
Справка                Положение

Театр кукол "Буратино" приглашает!

Образцовый детский коллектив Республики Коми театр кукол «Буратино» МАУДО «ДТДиУМ» приглашает вас каждое воскресенье на кукольное представление! Подробнее>>

Шахматы – это по форме игра,
по содержанию – искусство,
а по трудности овладения игрой – наука.

Ученые пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. В VII веке игра была заимствована арабами. Тайландские шахматы макрук, появившийся позже японский вариант - сёги. Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Почему же человечество так влюблено в шахматы? Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки. Шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат людей логически мыслить и рассуждать. В самой природе шахмат заложены мощные обучающее, развивающее, воспитывающее начала. Начнем с того, что в школах уроков логики нет. А как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению? Во время занятий педагог рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. В ходе практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим? Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!  Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его. «Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным», говорит Лихачев Станислав Николаевич, педагог дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворца творчества детей и учащейся молодежи». Не зря же в народе о шахматистах говорят так: “Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед».

За период работы с 1989 года количество выпускников объединения «Белая ладья» по программе «Шахматы» составил более 1000 человек детей и подростков. И каждый год желающих заниматься данным видом деятельности возрастает.

Цель профессиональной и педагогической деятельности видит в формировании личности, способной к самореализации через интеллектуальный вид деятельности. В процессе занятий шахматами старается дать воспитанникам целый комплекс полезных умений и навыков необходимых в практической деятельности и в жизни. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Станислав Николаевич использует творческие дискуссии, метод индивидуальных подходов (карточки- задания, шахматный компьютер), турниры-гандикапы (когда предварительно дается более слабому игроку какая-либо фора), турниры с укороченным контролем времени, блиц-партии. Выделяет метод тренировки, когда вся группа делится на небольшие (3-4 человека) команды, которые получают определенные задания и в форме соревнований между собой, стремятся набрать как можно больше зачетных очков за конкретно фиксированное время и при подведении итогов учитывается все – правильность, глубина, точность и время, за которое был дан ответ. Для старших групп применяет коэффициент Эло (американского математика) для определения силы игры (рейтинг) шахматиста на данный момент. Умение работать с детьми разного возраста, знание их психологических особенностей характеризует С.Н. Лихачева как опытного педагога. Накопление знаний и умений у ребят происходит волнообразно и циклично. Возможны подъемы и спады практически у всех. Считает, что важно в этот момент не потерять воспитанника, создать условия постоянного, долговременного интереса к шахматам. Вот здесь и проявляется мастерство педагога:

- прежде всего, необходимо учить ребенка думать, анализировать, а затем уже через анализ и оценку той или иной ситуации принимать решение и предпринимать какие-либо действия;

- внимательно следить за поведением ребенка, за его психофизическим состоянием и вовремя реагировать на его изменения, на реакции на неудачу: пассивная, с последующим снижением энергии, спокойная, уравновешенная или реваншистская (повышенно-активная);

- стараться проникнуться его проблемами, если это доступно, что дает возможность ребенку быть более открытым и откровенным, создавать положительный эмоциональный фон, сделав обучение относительно каждого воспитанника успешным;

- правила: «педагог должен быть всегда в хорошем расположении и никогда не выдавать внешне свои эмоции», применять обтекаемые выражения: «возможно», «время покажет», «пока не достаточно»;

- всегда настраивать на более высокий результат, постоянно поддерживать на занятиях дух незначительного соперничества, что стимулирует учащегося к более качественному восприятию учебного материала: «Эту шахматную задачу Вова смог решить потратив 2 минуты, а ты попробуй побыстрее!».

Сколько радостей приносят Станиславу Николаевичу правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения. Наблюдения за учащимися в течение многих лет показали, что занятия шахматами - повышение успеваемости, формирования многих положительных черт характера. Большим значением для педагога является развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, проявления творческой одаренности детей, а также развитие интеллектуальных возможностей и их расширения. К концу учебного года все первогодки, как правило, выполняют норму 4 спортивного разряда, умеют и довольно легко справляются с элементарными заданиями, на втором году обучения большое внимание отрабатывают элементы шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль) и умеют принимать участие во многих внутренних соревнованиях. Это матчевые встречи, конкурсы решения задач, этюдов, сеансы одновременной игры и различные блиц-турниры. К концу учебного года большинство учащихся успешно выполняют нормы 3 спортивного разряда и преодолевают очередной барьер в совершенстве своего мастерства. На третьем этапе обучения учащиеся переходят к изучению шахматной тактики и стратегии. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся: формируются навыки работы с книгой, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной специальной шахматной литературой, ребята изучают шахматные компьютерные программы. Воспитанники уже начинают осознавать и понимать, что довольно отчетливо заметно, шахматная игра не просто игра – это соперничество и чтобы добиться высоких результатов необходим упорный и настойчивый труд. Участники секции «Белая ладья» постоянно занимают призовые места в различных турнирах и первенствах как городских, так и региональных. Анализируя ежегодные соревнования между сборными командами школ города в зачет Спартакиады среди образовательных организаций, педагог увидел, что большинство членов команд своих школ – это участники шахматной секции «Белая ладья» во Дворце, что позволяет ему отметить большую активность своих воспитанников. Кто-то связал свою жизнь с шахматами, а кому-то шахматы просто помогают идти по жизни, находясь рядом в минуты огорчений и радости. В своей работе, Станислав Николаевич, обязательно выделяет время на встречи с выпускниками прошлых лет, которые щедро делятся своим опытом. Большое значение старается придавать работе с родителями, для которых всегда открыты двери шахматного помещения. Родители всегда имеют возможность не только присутствовать на занятиях, но и принимать участие в учебном процессе. Станислав Николаевич регулярно организует и выступает в качестве судьи городских и личных соревнований среди учащихся школ города. Имеет спортивный разряд - КМС по шахматам и квалификацию судьи первой категории. Входит в состав сборной Республики Коми по шахматам, которая участвует в финале Чемпионата России по заочным шахматам.

Лихачев С.Н. награжден Почетной грамотой Министерства народного образования Республики Коми, званием Почетного работника образования Российской Федерации.

Жизнь - это партия в шахматы. В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни.

Есть в мире игра, что роднит города и народы.
Игра мудрецов, ей подвластны пространство и годы.
Ей преданы детство, и юность, и зрелость людская.
Старинное чудо, но вечно она молодая.                          
Шахматы – это и ты и я,
В шахматах все мы - одна семья.
В шахматах – честный, открытый бой,
Есть на победу настрой!

С. Кременецкая

    

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

© 2012-2024  МАУДО «ДТДиУМ»

Яндекс.Метрика