В период с 15.11.2021 г. по 17.12.2021 г. проведён V заочный профессиональный педагогический фестиваль-конкурс «Мастерство и творчество». Конкурс проводился в заочной форме на основе представленных участниками материалов. Цель фестиваля-конкурса - совершенствование профессионально-педагогического мастерства педагогов дополнительного образования организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы на территории МОГО «Сыктывкар».
Представленные конкурсы:
- Заочный конкурс «Лучшие дополнительные общеобразовательные - общеразвивающие программы, направленные на социально-экономическое развитие своей территории»:
- Номинация «Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа, в том числе модульная»;
- Номинация «Программа для детей от 12 лет, направленная на развитие проектных и исследовательских компетенций учащихся»;
- Номинация «Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Номинация «Программа для детей, состоящих на различных видах профилактического учета»;
- Номинация «Программа, направленная на профориентацию учащихся».
- Заочный конкурс «Открытое занятие «Введение в новый вид деятельности по дополнительной общеобразовательной программе».
- Заочный конкурс «Мастер-класс «Мастер-ПРОФИ»;
- Заочный конкурс «Виртуальная выставка методической продукции «ПРОдуктивное мышление».
Фестиваль-конкурс проводился в три этапа:
- 1 этап: прием заявок с 15.11.2021 - 26.11.2021г.;
- 2-й этап: экспертиза представленных материалов;
- 3-й этап: подведение итогов фестиваля-конкурса.
В конкурсе приняли участие педагогические работники в количестве 41 человек из образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар»: МАУДО «ДТДиУМ», МАУДО «ЦДТ», МУДО «ЦДОД «Успех», МУДО «ЦДОД «Вдохновение», МУДО «ЦДОД «Олимп», МУДО «ЦДОД «Орбита», МОУ «СОШ №30», МАОУ «СОШ №31», МАОУ «СОШ №22».
В состав членов жюри вошли специалисты учреждений дополнительного образования г. Сыктывкара: МАУДО «ДТДиУМ», МУДО «ЦППМиСП», МАУДО «ЦДТ». Эксперты разработали сборник методических рекомендаций для педагогических работников системы дополнительного образования детей по подготовке к V заочному муниципальному профессиональному педагогическому фестивалю-конкурсу «Мастерство и творчество» https://dvoreckomi.ru/index.php/moc-konkursy/58-mocdo/2123-mt2021
Наибольшее количество работ (27 ед.) приняло участие в номинации «Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа, в том числе модульная» заочного конкурса «Лучшие дополнительные общеобразовательные – общеразвивающие программы, направленные на социально-экономическое развитие своей территории».
В номинации «Программа для детей от 12 лет, направленная на развитие проектных и исследовательских компетенций учащихся» – 1 программа.
В номинации «Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья» – 1 программа;
В номинации «Программа, направленная на профориентацию учащихся» – 1 программа.
Члены жюри при проведении экспертизы программ отметили положительные аспекты:
- во всех представленных программах соблюдена структура в соответствии с положением по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в муниципальных образовательных организациях, утвержденных приказом Управления образования от 22.03.2021г. №299;
- выполнены требования к оформлению конкурсного материала, в частности, члены жюри отметили программы Дворца;
- практически во всех программах указаны актуальные нормативно-правовые акты и обоснование соответствия программы основным направлениям социально-экономического развития города Сыктывкара и Республики Коми;
- практически во всех программах педагоги указали своевременную, соответствующую потребностям времени и в рамках данной направленности актуальность и новизну;
- примерно в половине представленных программ педагоги раскрыли ее отличительные особенности от уже существующих программ в данной направленности;
- во всех программах представлены приложения к учебному плану, предполагающие использование дистанционных образовательных технологий во время карантина, актированных дней;
- жюри также отметили модульные программы МАУДО «ЦДТ» и МУДО «ЦДОД «Вдохновение», в которых очень четко сформулированы общая цель, обучающие, развивающие и воспитательные задачи, а также образовательная и учебные задачи к каждому модулю;
- практически во всех программах представлен разнообразный, обоснованный спектр методов, технологий обучения и воспитания в соответствии с содержанием программы, возрастом учащихся;
- во всех программах представлен план воспитательных мероприятий и план работы с родителями;
- особо отметили наличие приложений, схем к контрольно-измерительным материалам;
Вместе с тем, эксперты рекомендуют педагогам при разработке программ учитывать следующее:
- внимательно читать положение и критерии оценивания конкурса, так как кроме Дворца и МУДО «ЦДОД «Успех» данные по последнему критерию - результативности, представлены не были;
- тщательно продумывать общую цель, задачи к программе (модулям), с учетом уровня сложности программы, возраста учащихся и планируемого конечного результата. Задачи должны быть идентичны получаемым результатам;
- тщательно продумывать постановку развивающих задач, исходя не из предмета, а из тех навыков, регулятивных, познавательных, коммуникативных компетенций, которые будут формироваться у учащихся в ходе освоения программ;
- разделять понятия «обучающая задача», «развивающая задача», «воспитательная задача», так как есть программы, в которых происходит смешение задач;
- тщательно продумывать и максимально соотносить с задачами систему оценки планируемых результатов программы;
- в основном, в программах представлены контрольно-измерительные материалы по выявлению уровня освоения предметных компетенций (знаний, умений) учащихся и личностных компетенций, а вот диагностики по выявлению регулятивных, коммуникативных, познавательных компетенций отсутствуют. Исключение составляют программы МАУДО «ЦДТ»;
- представлено несколько программ внеурочной деятельности, а не дополнительные общеобразовательные программы;
- используется термин «Итоговая аттестация», не соответствующий нормативно-правовой базе системы дополнительного образования (Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», Порядка разработки дополнительных общеобразовательных программ, утвержденным приказом МинПроса России от 09.11.2018г. №196);
- в некоторых программах описание актуальности занимает практически целую страницу. Желательно сократить актуальность до 3-4 предложений, с целью заинтересовать родителей тем, чтобы они привели ребенка именно на эту программу, а остальную информацию вынести в описание программы;
- в положении конкурса одним из критериев оценивания программы являлось наличие положительной динамики результативности за период реализации программы. Данный критерий представлен только в программах МАУДО «ДТДиУМ», МУДО «ЦДОД «Успех».
По итогам участия в номинации «Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа, в том числе модульная» заочного конкурса «Лучшие дополнительные общеобразовательные – общеразвивающие программы, направленные на социально-экономическое развитие своей территории» определены победители и призеры (см. приложение к приказу):
1 место:
Сажина О.Р., пдо МУДО «ЦДОД «Успех», с программой «Народный танец»;
Мартынова Е.М., пдо МАУДО «ЦДТ», с программой «Данс болл»;
Мазихина С.В., пдо МАУДО «ЦДТ», с программой «Комиксы. Жизнь в картинках».
2 место:
Плоцкая Т.Н., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с программой «Современная хореография»;
Карепанова Ю.А., пдо МУДО «ЦДОД «Вдохновение», с программой «Мультстудия»;
Красильникова Л.А., пдо МУДО «ЦДОД «Орбита», с программой «Родники прекрасного»;
3 место:
Кондратьева Н.В., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с программой «Народно-сценический танец»;
Попова С.В., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с программой «Сделай сам»;
Савельева Т.И., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с программой «Право руля»;
В номинации «Программа для детей от 12 лет, направленная на развитие проектных и исследовательских компетенций учащихся» конкурс не состоялся, так как представлена одна программа, награждена грамотой:
- Кириллова Е.Д., пдо МАОУ «СОШ № 22», с программой «Мир EV3».
В номинации «Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья» конкурс не состоялся, так как представлена одна программа, награждена грамотой:
- Баева Л.В., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с программой «Народное пение».
В номинации «Программа, направленная на профориентацию учащихся» конкурс не состоялся, так как представлена одна программа, награждена грамотой:
- Кириллова Е.Д., пдо МАОУ «СОШ № 22», с программой «ТехноКласс».
На заочный конкурс мастер-классов «Мастер-ПРОФИ» представлено две видеозаписи: «Применение технологии проблемного обучения на примере занятия по LEGO-конструированию», автор Елдина О.А., пдо МУДО «ЦДОД «Орбита» и «Метод проблемного обучения как эффективное средство развития мышления и способностей учащихся при конструировании летающих моделей, автор Попова С.В., пдо МАУДО «ДТДиУМ».
Рекомендации экспертов:
- необходимо разделить понятия «открытое занятие» и «мастер-класс»;
- при постановке проблемы, с учетом использования технологии проблемного обучения, педагог не должен ставить вопросы и тут же отвечать на них, нужно дождаться, когда участники сами сформулируют проблему и потом, наводящими вопросами помочь им выйти на решение;
- мастер-класс в основе своей – практика, на теорию необходимо отводить минимум времени;
- мастер-класс не транслирует предметную область, она является вспомогательным средством для презентации интересного методического приема;
- рефлексию необходимо проводить деятельностную и содержательную;
По итогам заочного конкурса мастер-классов «Мастер-ПРОФИ» определены места:
1 место: Елдина О.А., пдо МУДО «ЦДОД «Орбита», с мастер-классом ««Применение технологии проблемного обучения на примере занятия по LEGO конструированию»;
2 место: Попова С.В., пдо МАУДО «ДТДиУМ», с мастер-классом «Метод проблемного обучения как эффективное средство развития мышления и способностей учащихся при конструировании летающих моделей».
В заочном конкурсе «Виртуальная выставка методической продукции «ПРОдуктивное мышление» участвовало 9 человек.
Эксперты отметили положительные аспекты:
- большинство разработок имеют высокую актуальность для педагогического сообщества;
- во многих работах обоснована новизна, оригинальность материала (новые приемы, методы, способы работы);
- разработки имеют качественные приложения;
- во многих разработках выдержана структура компонентов (цель, задачи, содержание и т.д.);
- разработан чёткий алгоритм этапов получения методического продукта, его содержания и сопровождения учащихся.
Эксперты рекомендуют:
- соблюдать требования к оформлению методической продукции;
- тщательно прописывать практическую часть, так как в некоторых материалах практическая часть отсутствует;
- представлять собственные методы и приемы, средства, а не использовать для подтверждения инновационности уже имеющиеся традиционные задания, упражнения, методы, приемы, схемы;
- четко и тщательно прописывать задачи и планируемые результаты, не должно быть расплывчатых формулировок;
- актуальность разработки некоторых материалов остается под вопросом, возможно, они используются как элемент УМК к собственной программе. Если педагог заявляет об использовании той или иной технологии, то необходимо полностью раскрыть всю суть технологии. Зачастую актуальность подменяется имитацией «проблемы» как по сложности, так и по способам ее решения (что предполагает однобокое ее решение).
По итогам конкурса «Виртуальная выставка методической продукции «ПРОдуктивное мышление» определены следующие участники:
1 место:
Табаева С.А., пдо МОУ «СОШ №30»;
2 место:
Чуркина И.Ю., пдо МУДО «ЦДОД «Успех»;
Шищук И.Н., пдо МУДО «ЦДОД «Олимп».
3 место:
Попова Н.В., пдо МАУДО «ЦДТ».
Заочный конкурс «Открытое занятие «Введение в новый вид деятельности по дополнительной общеобразовательной программе» не состоялся.
Екимова Т.Б., методист МОЦ ДОД г. Сыктывкара
Мозер С.В., руководитель МОЦ ДОД г. Сыктывкара