28 февраля 2023 года педагоги МАУДО «Центр детского творчества» Большедонова Анжела Михайловна и Пашнина Надежда Владимировна провели для педагогов дополнительного образования г. Сыктывкара мастер-классы художественной направленности «Изготовление куклы-скрутки по мотивам народной игрушки», «Краски Верхней Вычегды», «Роспись текстильной салфетки акриловыми красками Верхневычегодской росписью».
Мастер-классы проведены в рамках реализации плана работы Городского методического объединения педагогов дополнительного образования, в целях повышения качества, вариативности образовательных программ и совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Анжела Михайловна познакомила участников мастер-класса с технологией создания куклы «Акань», рассказала о происхождении первой игрушки зырянских детей – куклы «Акань». У коми народа была широко распространена традиция изготовления из ткани, дерева, кости, соломы и бумаги антропоморфных детских игрушек – Акань, фигурок девочек, мальчиков, женщин и мужчин. По мнению учёных В.И. Лыткина и Е.С. Гуляева, первоначальное значение слова Акань – «маленькая игрушечная сестренка, женщина». Главное содержание игры в куклы – воспроизведение в игре реального семейного быта. По технике изготовления куклы бывают сшитыми и несшитыми, первые более тщательно выполнены. Основу ижемских несшитых кукол составляет прямая деревянная болванка, ноги и руки отсутствуют, голова обозначена обтянутой тканью.
После теоретической части педагоги окунулись в творческую атмосферу создания куклы «Акань» из ткани. В завершение практической части участники мероприятия продемонстрировали свои изделия и организовали выставку «Зырянская Акань».
Краткий экскурс по теме «Краски Верхней Вычегды» «Роспись текстильной салфетки акриловыми красками Верхневычегодской росписью» провела Пашнина Надежда Владимировна. Верхневычегодская роспись – это уникальное явление в культуре коми народа. Зародилась она в конце XIX – начале XX века в с.Керчомья Усть-Куломского района.
Росписью покрывали интерьеры изб, перегородки, разделяющие комнаты, мебель. А еще детали ткацких станов, льнотрепала, швейки и деревянную посуду. Но чаще всего прялки. Ведь прялка – это наша основа, древо, зеркало мира. Эти три круга, расположенные друг над другом, обозначают не три солнца, как можно подумать, а три мира: верхний, то есть божественный, средний, то есть наш, мир людей и всего живого, и нижний. Или взять крест – это компас. Его можно интерпретировать, как пожелание найти свой правильный путь в жизни.
Основной, главный элемент прялки – концентрические круги, то есть большой, меньше, еще меньше. Они как бы притягивают наше внимание к центру композиции, где и находится солярный знак. Солярные знаки бывают разными, но суть одна. У нас на севере солнца мало, и всегда хочется, чтобы солнца в нашей жизни было больше.
Далее педагог продемонстрировала презентацию пошаговой росписи текстильной салфетки. Участники мероприятия под руководством Надежды Владимировны составили композицию на заданную тему. В эмоциональной атмосфере с весенним колоритом педагоги создавали свои салфетки Верхневычегодской росписью.
В завершение мастер-классов участники обсудили то, что нового для себя приобрели, и как можно применить полученные знания в своей педагогической деятельности.
Соловей О.К., методист, руководитель ГМО пдо
Мозер С.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ