Чуднов Александр Петрович, педагог МУДО «ЦДОД «Олимп» провел семинар-практикум «Алгоритмы лепки из глины с учетом возрастных категорий учащихся» для педагогов дополнительного образования г. Сыктывкара, 15 октября 2024 года на базе МУДО «ЦДОД «Олимп».
Семинар прошел в рамках реализации плана работы Городского методического объединения педагогов дополнительного образования на 2024-2025 учебный год.
В начале семинара Александр Петрович поприветствовал гостей и предложил посмотреть выставку детских работ, посвященную северной земле - Республике Коми. Выставка включает в себя сюжетные композиции из жизни коми народа, изготовленные из терракотовой пластики. Терракотовая пластика — это объекты, наделённые самостоятельным смысловым и изобразительным содержанием, которые объёмно формуются из сырой глиняной массы разными способами с обязательной ручной доработкой и последующим обжигом.
Глина - это живой материал, способный накапливать и отдавать энергию. Считается, что глина заземляет наши негативные эмоции: тревогу, гнев, обиду, агрессию. В тоже время, работа с глиной вызывает у людей положительные ассоциации, так как идет общее расслабление тела и просыпаются сердечное тепло и доброе отношение к миру.
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Александр Петрович показал, как можно использовать основные педагогические принципы, такие как доступность, наглядность, системность и последовательность в работе с учащимися на основе системы работы по профориентации в объединении «Терракотовая пластика».
С первого года обучения учащимся прививается интерес и любовь к труду, а именно: дети с педагогом добывают глину, в процессе обучения подготавливают глину для изготовления изделий. Часто устраивают выставки-продажи на ярмарках, акции и дарят старшему поколению подарки к праздникам (9 мая - День Победы, Новый год, День защитника отечества, 8 марта, День пожилого человека…).
Данный аспект очень важен при работе с детьми с ОВЗ. Работа с глиной способствует развитию мелкой моторики, памяти, развитию образного мышления, зрительного восприятия.
Педагог показал практический процесс изготовления людей, животных, птиц, грибов, где в основе лежат геометрические, шарообразные заготовки из глины (конус, шарик, прямоугольник и др.).
«Мы использовали при работе с глиной сборку из отдельных деталей, лепку из цельного куска и приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Начинать нужно со схемы по алгоритму строения тела и придать изделию нужной формы» - рассказал о создании композиции «Мой Север» Александр Петрович.
Участники семинара поблагодарили ведущего за интересный практический, полезный опыт работы, в том числе, при работе с детьми с ОВЗ/инвалидностью и отметили, что занятия с глиной для детей способствуют развитию, закреплению и восстановлению здоровья.
Соловей О.К., методист МАУДО «ДТДиУМ»,
Мозер С.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ