На базе МАУДО «ДТДиУМ» 10 марта 2023 года состоялся семинар-практикум «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» для педагогических работников и специалистов, курирующих методическую работу в образовательных организациях г. Сыктывкара.
В мероприятии приняли участие педагогические работники и специалисты, курирующие методическую работу в образовательных организациях г. Сыктывкара: МАУДО «ДТДиУМ», МУДО «ЦДОД «Вдохновение», МУДО «ЦДОД №9», МУДО «ЦДОД «Орбита», в количестве 9 человек.
Ведущий семинара-практикума Домбровская Т.Н., методист МУДО «ЦДОД «Орбита», представила презентацию «Формирование читательской грамотности, как основа успешности учащегося».
Функциональная грамотность простыми словами — это базовое образование личности, умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
В состав компонентов функциональной грамотности входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Вернемся к читательской грамотности, ведь чтение – это способ познания мира, средство достижения цели, возможность участия в социальной жизни, школьная успешность, инструмент для решения жизненных задач.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В ходе совместного обсуждения выяснили, почему сегодня учащиеся показывают невысокие результаты в исследовании PISA (качество общего образования) и почему вопросы функциональной грамотности подняты на федеральном уровне в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Татьяна Николаевна рассказала, какие форматы текста бывают, привела примеры сплошного текста, несплошного, смешанного текста, а также педагогических приёмов работы, направленных на формирование читательских умений учащихся.
Далее участники разделились на четыре пары для выполнения практического задания. Каждой паре досталась одна из групп читательских умений. Участникам необходимо было интерпретировать информацию, изложенную в тексте, в других форматах.
Первой паре досталась группа умений по поиску и извлечению информации, которую они представили в виде квеста по бумажному острову «Текст».
Вторая пара слушателей представила группу читательских умений по интеграции и интерпретации информации текста в виде «дерева». В основу дерева были положены интеграция и интерпретация, а ветвями были читательские умения.
Третья пара представила группу читательских умений по осмыслению и оцениванию текста с солнышком и облаками.
Четвёртая пара представила группу читательских умений по использованию информации, представленной в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач, на примере покупки телефона.
Подводя итоги семинара-практикума, все сошлись во мнении, что система дополнительного образования посредством программ может оказать реальное положительное воздействие на учащихся по формированию читательской грамотности. Ведь работа с текстом, преобразование его, обсуждение персонажей, предметов, событий, формулировка выводов - формирует у ребенка абстрактное и логическое мышление, обогащает письменную и устную речь.
Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ»
Мозер С.В., зам. дир. МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ