Главный профессиональный конкурс в сфере дополнительного образования Российской Федерации

  • Организаторы конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования, федеральный оператор конкурса - ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий».
  • Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2021» начался еще в ноябре 2020 года, когда по всей России стартовали муниципальные, затем региональные этапы его проведения.
  • В финале конкурса приняли участие 85 педагогов из 42 регионов России.
  • Дворец творчества детей и учащейся молодежи, Сыктывкар и Республику Коми представляла педагог дополнительного образования Елена Владимировна Шилова.
  • С 15 по 19 ноября в Казани проходил финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2021».

На церемонии открытия Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2021» директор ФГБУК «ВЦХТ» Оксана Гончарова зачитала обращение Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталии Наумовой, а от себя добавила: «Здесь собрались самые лучшие, самые яркие педагоги страны». Затем Анна Григорьева, абсолютный победитель конкурса 2020 года обратилась к участникам: «Всем участникам хочу пожелать силы и терпения. Потому что любой конкурс, даже самый лучший, - это стресс. Но когда все этапы будут пройдены, вы поймете, что это были не испытания, это были новые возможности!». 

Также на открытии выступил Министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиулин «Я рад вас приветствовать в нашей Казани. Очень хочу, чтобы наш город оставил у вас яркие и теплые воспоминания. Желаю удачи вам в финальных испытаниях, но помните: вы уже все победители. Сейчас дополнительному образованию уделяется особое внимание, и, как мы видим по всероссийскому конкурсу «Сердце отдаю детям», это находит отражение в прекрасных результатах работы участников».

Дворец творчества детей и учащейся молодежи педагог дополнительного образования Елена Владимировна Шилова. На протяжении всего периода подготовки к муниципальному, затем региональному этапам ее сопровождала профессиональная команда под руководством директора Татьяны Ивановны Астархановой. В экспертную группу по подготовке конкурсанта вошли Уразова Л.В., Смирнова О.Н., зам. дир. по УВР, Михайлова Л.В., зам. дир. по НМР, старшие методисты Панюкова Л.В. и Петрова И.Н., Опарина М.Б., заведующая РПГ,  Савельева Т.И., методист.

Профессионализм Е.В. Шиловой и командная работа дала возможность пройти педагогу Дворца в финальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2021». И весь период нахождения на финальном этапе конкурса, ее сопровождала Смирнова О.Н., наставник педагога.

Участники финала и члены жюри впервые встретились на круглом столе «Компетенции управленческих команд организаций дополнительного образования детей» в рамках подготовки к конкурсу «Флагманы дополнительного образования». 

Финалистам предстояло пройти несколько конкурсных испытаний. Первым из них стало открытое занятие. В первом туре финала участники провели открытое занятие «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной программе».  Программа Е.В. Шиловой «ТраеКТОриЯ» для учащихся от 14 до 17 лет социально-гуманитарной направленности ориентирует подростка поколения Z на освоение им комплекса социальных ролей через осознанный выбор вида деятельности: добровольчество и проектирование в сочетании с основами стратегического планирования. Развитие гибких навыков (soft skills) учащихся через добровольчество и проектирование в программе имеет приоритетное значение.

Елена Владимировна на занятии познакомила ребят с возможностями проектировать свое дальнейшее развитие, формулируя амбициозную цель, используя ментальную карту, выстраивать свое будущее «Я», знакомиться со стратегическим планированием от истоков до современности. На этапе рефлексии ребята отметили, что данные компетенции позволят им четко определить векторы самосовершенствования, определиться увидеть свое профессиональное будущее.

Для большинства педагогов открытые уроки - это стресс, а в рамках профессионального конкурса под пристальным взглядом жюри и камер, с неизвестными детьми - троекратный стресс. При подготовке занятия конкурсантам пришлось потратить ни один день на проработку сценария. Также необходимо было разработать запасной вариант, в случае, если техника подведет или у ребят не будет должного отклика. Участники волновались, но это им не помешало провести яркие и творческие занятия. Самый главный показатель - это улыбки и активное участие ребят в работе. Занятия проводились во всех девяти номинациях конкурса. После завершения мастер-классов члены жюри обсудили их с конкурсантами. В каждом занятии есть важный этап рефлексии. Жюри необходимо понять, как оценивает результаты занятия сам преподаватель? Что, по его мнению, удалось, а что прошло не так как задумано. Также и конкурсанту интересно узнать, что увидели члены жюри, какие у них впечатления и замечания.

 «Участники конкурса показали действительно качественные занятия. Они изменяли формы, они меняли содержание и обновляли его. Хотелось бы заметить, что те прорывные компетенции, которыми обладают педагоги дополнительного образования, финалисты конкурса “Сердце отдаю детям” это, конечно, специалисты высочайшего уровня у которых стоит поучиться. Иногда действительно пробегала мысль не только оценить или поучаствовать в занятии, но и обменяться опытом в рамках круглого стола. Вот это профессиональное единение дает нам наш конкурс», - поделился впечатлениями член жюри конкурса, руководитель ФРЦ ФГБУК «ВЦХТ» Андрей Толкачев.

Далее, финалисты приняли участие в импровизационный конкурсе «4К: командообразование, креативность, коммуникации, критическое мышление». Это было групповое испытание, в котором участники в форме деловой игры разрабатывали и представляли стратегический проект нового содержания деятельности для федерального проекта «Успех каждого ребенка», демонстрируя свои универсальные компетенции. Командам нужно было предложить решение по созданию модели доступности дополнительного образования для конкретных категорий детей. Найти решение этой задачи специалисты  пытаются уже много лет, а у конкурсантов было всего два часа на подготовку своего проекта! 

Многие члены жюри посчитали, что в целом уровень профессионализма и подготовки участников заметно вырос и оценивать стало сложнее. По сравнению с прошлым годом в лексике участников звучали не только уже ставшие привычными термины «наставничество», «тьюторство», «сетевое взаимодействие», но и новые концепты —  «карта эмоций», «эдьютеймент».

Третий день финала и второй день конкурсных испытаний предполагался как самый насыщенный и сложный. Его можно описать цитатой из писателя-фантаста Айзека Азимова, прозвучавшей в конце этого дня: «Сейчас - как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее!».

По итогам конкурса "4К" определились девять суперфиналистов, которым предстояло во второй половине дня пройти «Педагогическое многоборье». Участникам были предложены задания, в которых оценивалось и знание истории развития образования, и понимание актуальных процессов. В одном из заданий многоборья педагогам предлагалось ответить на вопрос, каким они видят себя в образе «педагог будущего».

Победители в 9 номинациях приняли участие в «Педагогической риторике» - профессиональном диалоге с представителем Минпросвещения России.

Некоторые интересные цитаты финалистов:

  • «Путь саморазвития сыграл для меня большую роль. Если у педагога есть своя жизненная позиция и цель, то ученики пойдут за ним», - сказала Мария Лелека;
  • «Моя воспитательная работа построена так, что я налаживаю обратную связь с ребенком через мессенджеры. Это воспитывает ответственность и дает хороший контакт с ребенком», - сказал Максим Утямышев;
  • «Нужно бороться не с последствиями, когда ребенок уже не посещает занятия, а нужно этого не допускать. Как же это сделать? - работать над тем, чтобы возникло доверие на эмоциональном уровне между педагогом и ребенком», - сказал Максим Пахмутов;
  • «Найти хорошего, горящего педагога сложно. Дополнительное образование испытывает кадровый голод. Нужно разработать механизмы борьбы с этой проблемой и повысить престиж профессии педагога дополнительного образования», - сказала Оксана Мантрова.

Последний вопрос на «Педагогической риторике» затронул одну из самых острых тем в системе дополнительного образования - повышение зарплат педагогов.

Вот что ответили на него победители конкурса «Сердце отдаю детям» - 2021:
      «Если мне не будет хватать зарплаты, то я пойду снимать ролики и займусь подработкой. Для меня главное - развитие детей», - ответил на вопрос Александр Тихонов;
      «Администрация найдет способ, как заплатить зарплату, но если не хватает, то педагог, владеющий порой не одной специальностью, найдет способ прикрыть свои тылы», - прокомментировала вопрос Ольга Трунина;

  • «Я доволен своей зарплатой, но если хочется получить северный коэффициент, то можно поехать, например в Красноярск», - сказал Кирилл Пахмутов;
  • «Я всей душой шла в педагогику. У нас в Белгородской области есть все возможности получить стимулирующие выплаты”, - высказала свое мнение по проблеме Алиса Тарутина»
  • «Все зависит от тебя самого. Если ты достойный специалист, то найдешь выход всегда и из любой ситуации», - кратко ответила на вопрос Мария Лелека.

18 ноября 2021 года в Казани состоялась Церемония закрытия и награждения победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». 

Максим Казарновский, директор Московского международного Салона образования отметил: «Очень много во время конкурса говорилось о новой роли и новых задачах дополнительного образования. Конкурс “Сердце отдаю детям” - это инвестиция в редкую компетенцию медиатора между школой, семьей, которой обладает система дополнительного образования, когда пытается достроить мироощущение и мировоззрение ребенка. Конкурс не меняется по формату, но он точно меняется по глубине. Глубина разговора, экспертность участников принципиально меняется от года к году, и это дает надежду, что ресурсы для новой роли дополнительного образования находятся вот здесь, в этом зале».

Абсолютным победителем конкурса и обладателем специального приза «Признание профессионального сообщества» стал Кирилл Пахмутов, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования», г. Красноярска.

Елена Владимировна Шилова, педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ» стала призером, награждена дипломом за 3 место в номинации "Педагог дополнительного образования социально-гуманитарной направленности".

Как говорит сама педагог: «Верь в себя. Всегда!».

Елена Владимировна! Поздравляем с профессиональной и личной победой и только вперёд! Весь коллектив, дети, родители гордятся, что в год юбилея Республики Коми профессиональные победы педагогов дополнительного образования Дворца прославляют наш край и любимый город!


Л.В. Уразова, зам. директора по УВР.
(из открытых источников по материалам Федерального оператора конкурса ФРЦ ФГБУК «ВЦХТ»)

   

    

   

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

   

© 2012-2021  МАУДО «ДТДиУМ»

Яндекс.Метрика