Поющие – ведомы, |
С тобою вместе, хор, |
Дыхание единое |
Но вместе с дирижером Не только ведь руками – |
В музыкально-педагогической практике существует утверждение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся-вокалистов, на уровень концертных выступлений.
Мелещенко Елена Петровна работает концертмейстером в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и учащейся молодлежи». Аккомпанирует хоровой группе Образцового детского коллектива Ансамбля песни и танца Дружба уже более 20 лет, вокально-хореографической студии для дошкольников «Щебетунья». Для плодотворного и успешного сотрудничества педагога и концертмейстера важен человеческий и творческий контакт. За время длительного сотрудничества Елена Петровна - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник для педагога-хормейстера, нередко при необходимости может заменить педагога. Работа в классе требует от нее знания не только своей партии, но и владение сведениями о строе, тембровых, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения, что способствует более грамотному и чуткому сопровождению. Оказывается содействие и помощь педагогам в выборе музыкального репертуара - это более 200 произведений различной направленности для академического и эстрадного вокала, различного возраста юных певцов, записи фонограмм, сопровождение на концертах, в поездках, участие в мероприятиях различного уровня от серьезных концертов до совместного празднования нового года в коллективе вместе с родителями.
Насыщенные межличностные контакты с детьми и подростками, мальчишками и девчонками, их творческая и психологическая насыщенность, общность интересов и целей деятельности ведут к установлению доверительных, дружеских отношений между ребятами хоровой группы ансамбля и концертмейстером. Елена Петровна способна к сопереживанию, умеет проникнуть во внутренний мир ребенка, почувствовать его эмоциональное состояние, а, нередко, поддержать словом, вселить уверенность. По словам французского дирижера Шарля Мюнша, тем, кто друг друга ненавидит нельзя разрешать участвовать в музыкальном исполнении. Но для учащихся она - наставник творческих дел, помощник и друг. Дети очень отзывчивы на доброе и участливое отношение к ним. А за годы работы – это более 500 детей и подростков от 5 до 18 лет.
Елена Петровна универсальный концертмейстер - пианист, владеет обширным объёмом знаний в области музыки, бегло читает с листа, транспонирует, подбирает по слуху, редактирует музыкальные тексты, делает переложения, обладает навыками практической гармонии. Мастерство Елены Петровны как концертмейстера, приобретённое в результате обширной концертмейстерской практики подтверждают такие профессиональные качества как умение играть "под руку" дирижёра, то есть понимать жесты и намерения хормейстера, работа над качеством звука, тщательное прочтение нотного и словесного текстов. Участники ансамбля являются представителями различных возрастов, что подразумевает разный уровень слухового и исполнительского опыта. Елена Петровна тонко чувствует состояние голоса, дыхания, психологически-эмоциональную настроенность юных вокалистов. Забыл солист слова — мгновенно четко, но тихо может подсказать. Пропустили какую-то долю такта, фразы, — мгновенно «ловит», подхватывает. Никогда не дрогнет ее рука и не закивает головой или плечами, показывая своим видом: «Ах, как это нехорошо».
Отличает ее работу и безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному соблюдению ритма. Она достигает своей игрой художественного единения всех компонентов, углубляет художественное содержание исполняемого произведения. Эти качества дают возможность совместно с хором участвовать в воплощении творческого замысла композитора, правдиво, одухотворённо, выразительно и ярко передать слушателям и зрителям образ исполняемого произведения.
Елена Петровна является востребованным концертмейстером. На первом этапе работы над музыкальным произведением она наряду с педагогом — грамотный наставник, далее — умный эрудированный интерпретатор, помогающий учащимся в постижении замысла музыкального произведения, и, наконец, в совместном сценическом выступлении — равноправный, тактичный, гибкий участник ансамбля. Профессиональные качества способствуют повышению исполнительского уровня и результативности коллектива, который является ежегодным победителем городского конкурса-фестиваля "Юное дарование", в номинации «Академическое пение», Республиканского конкурса художественно-эстетического (вокального) творчества «Весенние ритмы», Всероссийского и Международного фестиваля-конкурса "Юность", в номинации "Эстрадное пение", V Международного фестиваля-конкурса творческих коллективов "Вятская карусель в г. Кирове; Международного телевизионного фестиваля-конкурса "Песенка года в г. Ухте".
Елена Петровна постоянно ищет формы работы, следит за новинками, совершенствует своё профессиональное мастерство. Специфика работы концертмейстера во Дворце творчества требует особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися.
За творческую педагогическую деятельность, высокие показатели в работе награждена Почетной грамотой Администрации МО ГО «Город Сыктывкар», Почетной грамотой Министерства образования Республики Коми.
Для Елены Петровны работа концертмейстера - это не просто должность и деловое выполнение служебных обязанностей. Она питает особую, бескорыстную любовь к своей специальности. Ее Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония.
Всей волею держу
Полсотни человек,
Чтоб был единый ритм,
Чтоб был единый темп.
Награда общая с тобой
За все труды, мой хор, дана –
В концертном зале перед громом
Аплодисментов – тишина.