Об итогах проведения секции «Дополнительное образование детей как инструмент профилактики и преодоления школьной неуспешности»

14 апреля 2023 года в МАУДО «ДТДиУМ» состоялся педагогический форум «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей, посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского». Работа участников проходила в трех секциях.

В рамках секции «Дополнительное образование детей как инструмент профилактики и преодоления школьной неуспешности»  участники – представители школ и организаций дополнительного образования, обсудили истоки проблемы школьной неуспешности. Оказывается, эта проблема возникла в конце 19 века, но, по сей день, специалисты ломают над этим голову.

Для погружения в проблему Мозер С.В., заместитель директора МАУДО «ДТдиУМ», представила презентацию и провела тренинг «Комплекс проблем, вызывающих трудности в обучении, неуспеваемость и неуспешность учащихся». Далее, участники разделились на четыре группы:  «Дети», «Родители», «Педагоги», «Администрация», для выполнения упражнения «Неуспевающий ученик». Необходимо было составить список причин неуспеваемости в соответствии со своей ролью.

В итоге получились такие списки:

  • со стороны детей: учитель меня не любит, мама не помогает, мне некогда, мне не пригодится в жизни, скучно. Нет интереса, нет похвалы;
  • со стороны родителей: учитель не идёт на контакт, нет времени, сверхзанятость на работе, нет взаимопонимания, учитель плохо объясняет материал, дети устали, плохая дисциплина;
  • со стороны администрации: не используются современные формы, методы, технологии, недостаточная квалификация педагогических кадров, бездействие администрации, недостаточный контроль, формализм в анализе работы, недостаточное методическое обеспечение;
  • со стороны педагогов: дети не делают д/з, отсутствует контроль со стороны родителей, невыявленные дети с ОВЗ и инвалидностью, плохая дисциплина, сложная программа, дети, находящиеся в социально- опасных условиях.

Итак, участники вышли на школьную неуспешность - как многофакторное явление или синдром, который касается не только результативности ученика, но и затрагивает его личность, что является очень опасным для ребенка. Ведь, если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь...

Далее, об итогах диагностики учащихся до и после математической и лингвистической мотивационных смен на базах МАОУ «СОШ №33» и МОУ «СОШ №11», выступили учителя математики и начальных классов.

В рамках апробационной смены, о мотивирующих формах работы с детьми от системы дополнительного образования выступили Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ» и Напалкова Н.Г., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ». 

О мотивирующих формах работы на базе МАОУ «СОШ №27» выступила Канева К.А., методист МАУДО «ЦДТ».

В результате получили ответ на следующий вопрос:

Какие могут быть пути преодоления школьной неуспешности?

1. В урочное время:

  • планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий;
  • дифференциация предметного материала;
  • индивидуальный подход (то есть: индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные домашние задания, творческие задания);
  • контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения быстрой утомляемости учащихся (если психофизиологические проблемы).

2. Во внеурочное время необходимо проводить воспитательную работу, направленную на развитие интереса к предмету и к обучению.

3. Обязательное взаимодействие с родителями, так как именно они зачастую запускают механизм завышенных ожиданий по поводу школьной успеваемости ребенка или наоборот, не обращают внимания на то, как учится ребенок и др.

4. Необходимо обеспечить тесную связь основного образования с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к сильнейшей мотивации в основном образовании.

Все выступающие отметили высокую результативность проведения мотивационных смен.

После небольшого перерыва участники снова разделились на четыре группы для практической работы - разработки модели взаимодействия школы и организации дополнительного образования по профилактике и text-indent:20px;преодолению школьной неуспешности. На основе полученных разработанных моделей организаторами была сформирована обобщенная модель.

Истоки школьной неуспешности могут быть разными, но если мы, взрослые, будем учить детей нравственности, эмпатии, навыкам общения, взаимоподдержке, развивать быстрое, гибкое, критическое мышление, то все трудности будут нам по плечу. Да, поражения возможны. Важно понимать, как мы научим детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком, как рабочие моменты, с которыми по силам справиться, то мы сделаем большой шаг для подготовки их к самостоятельной жизни и устранению неврозов.

Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ»
Мозер С.В., ст. методист, зам. директора МАУДО «ДТДиУМ»

1
1
1
2
2
2
3
3
3
4
4
4
5
5
5
6
6
6
7
7
7
8
8
8
9
9
9
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20

© МАУДО "ДТДиУМ" 2012-2024.

Адрес: Сыктывкар, Орджоникидзе, 21, каб.16
Телефон: (82121)241317 (доб. 205)
e-mail: mocsyktyvkar@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам