«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».
К. Д. Ушинский
В Год педагога и наставника 14 апреля 2023года во Дворце творчества детей и учащейся молодёжи состоялся Педагогический форум «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей, посвященный 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского.
В рамках Форума участниками рассмотрен широкий круг вопросов деятельности столичной системы дополнительного образования детей в рамках реализации основных направлений ее развития, определяемых «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»: доступность дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; вовлечение в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и «профессиями будущего»; распространение современных практик обучения и воспитания, обеспечивающих применение учащимися полученных знаний и навыков в практической деятельности. Вклад дополнительного образования в профилактику и преодоление школьной неуспешности - одна из важнейших тем форума.
Организаторы Форума: Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар», МАОУ МУ ДПО «Центр развития образования», МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи», МАУДО «Центр детского творчества», МУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Муниципальный опорный центр ДОД г. Сыктывкара, МАУ «Молодёжный центр».
В Форуме приняли участие более 100 работников из общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования, а также работники Центра психолого-педагогического сопровождения специального и инклюзивного образования КРИРО, ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации», Центральной городской детской библиотеки.
Систему дополнительного образования – образовательного пространства воспитания и развития детей – вектор новых возможностей представила в докладе Торлопова Е.В., консультант отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования.
Коренева Л.Б., заместитель директора МУДПО «ЦРО», в своем выступлении отметила значимые достижения в системе дополнительного образования и пожелала плодотворной работы участникам Форума.
Проект «PROУспех»: от творчества к школьной успешности» представила Михайлова Л.В.. заместитель директора МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи.
С целью более эффективной работы были организованы секции, в рамках которых состоялся обмен опытом работы и представлены лучшие практики в системе дополнительного образования:
Современные практики обучения и воспитания в системе дополнительного образования; модераторы: Соболь А.Ф., зам директора МАУДО «ЦДТ», Михайлова Л.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ»;
Добровольчество (Волонтёрство), модератор Носова М. Н., зав. отделом, зав. ресурсным центром добровольчества, МАУ «Молодёжный центр;
Социальные проекты, модератор: Рочева Т. Н. директор МАУ «Молодёжный центр;
Профессиональные пробы, модератор: Коюшева И.Б., зав. отделом, методической работы и профориентации МУ ДО «ЦППМиСП, Лапшина Е. А., методист МАУДО «ЦДТ;
Актуальные вопросы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ и инвалидностью в дополнительном образовании, модераторы: Цветкова А. В. – заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ МУДО «ЦППМиСП», Чегодаева Ю. В., педагог –психолог МУ ДО «ЦППМиСП»;
Дополнительное образование детей как инструмент профилактики и преодоления школьной неуспешности, модератор: Мозер С. В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ.
На форуме выступили с докладами по темам:
Конкурсное событие как образовательная площадка (на примере муниципального конкурса социальных проектов «Конвейер проектов») - Шилова Е. В., педагог- организатор, педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ»;
«Проектная лаборатория» - Левченко Г. К., заместитель директора МАУ «Молодёжный центр г. Сыктывкара»;
«Социальное проектирование – вектор моей профессии» - Белова Е. А., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ», Сабитова В. С., педагог- организатор, педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ»;
«Военно-патриотический клуб «Ратник» как модель воспитания патриота и гражданина» -Канева Татьяна Николаевна, педагог- организатор МАУДО «ЦДТ»;
«Профессиональные пробы как эффективный способ формирования профессионального самоопределения учащихся» - Коюшева И. Б., зав. отделом, методической работы и профориентации МУ ДО «ЦППМиСП»;
«Профпробы как моделирование профессиональной деятельности» - Сажина О. Р., педагог дополнительного образования МУДО «ЦДОД «Успех»;
Апробация образовательной модели по форме «креативного кампуса» в МАУДО «ДТДиУМ» -Уразова Л. В., заместитель директора МАУДО «ДТДиУМ;
«Задачи дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с государственной политикой в сфере дополнительного образования детей» - Цветкова А. В.а – заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ МУДО «ЦППМиСП»;
«Возможности совершенствования дополнительного образования учащихся с ОВЗ и инвалидностью за счет средств грантов»- Чегодаева Ю. В.– педагог – психолог МУ ДО «ЦППМиСП»;
«Социальная и культурная реабилитация разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью» - Губина И. А. – заместитель директора ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации»;
«Особенности организации образовательной деятельности с детьми, имеющими статус ОВЗ, детьми-инвалидами. Особенности общения с родителями детей с ОВЗ»,Савенко Н. А.- заведующий центром психолого-педагогического сопровождения специального и инклюзивного образования КРИРО, Юркова О. В. – старший методист;
«Организация свободного времени детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей), направленная на повышение уровня адаптивных возможностей, как самого ребёнка, так и родителей (праздники, мероприятия, творческие мастерские, экскурсии)- Лушкова О. А.,заведующий Центральной городской детской библиотеки;
«Создание педагогических условий для учащихся с ОВЗ» (социально-педагогическая практика из опыта работы объединения «Умелые руки» - Уханова Н. Н., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ»;
«Формирование навыка позитивного коммуникативного взаимодействия учащихся с детьми с ОВЗ и инвалидностью» (из опыта работы объединения «Мастер игры») с демонстрацией практических игровых приемов для педагогов - Белова Е. А, педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ»;
«Траектория движения к успеху ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования» (из опыта работы объединения «Вега» МАУДО «ДТДиУМ») - Шилова Е. В., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ»;
«Система творческих конкурсов, в которых принимают участие дети с ОВЗ, дети-инвалиды»- Захарова А.А., методист МАУДО «ДТДиУМ»;
Мастер – класс «Использование активных методов обучения для формирования творческой активности детей с ОВЗ и инвалидностью при реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ» - Лущик Е. А., учитель-дефектолог, Артеева А. С., учитель-логопед МУ ДО «ЦППМиСП»;
«Школьная неуспешность как комплекс факторов, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Презентация-тренинг» - Мозер С. В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ;
«Об итогах проведения «Математической мотивационной смены» на базе МОУ «СОШ №11»-Зыков М. В., учитель математики, информатики МОУ «СОШ №11», Екимова Т.Б., методист МОЦ;
«Об итогах проведения «Лингвистической мотивационной смены» на базе МАОУ «СОШ №33»-Терентьева А. В., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №33»-Напалкова Н. Г., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ».
«Об итогах проведения «Математической мотивационной смены» и «Лингвистической мотивационной смены» - Канева К.А., методист МАУДО «ЦДТ».
Мастер-классы провели победители и призеры муниципального конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» Мяндин В.А., педагог дополнительного образования социально-гуманитарной направленности, МАУДО «ЦДТ» и Чупров К.Е., педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, МУДО «ЦДОД» «Вдохновение».
Участники отметили актуальность тем, заявленных в рамках работы пленарного заседания и секций, руководствуясь целью «создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности», обозначенной Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, по итогам мероприятий внесли предложения:
-Широко внедрять в системе дополнительного образования реализацию современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы, военно-патриотические клубы и другие):
- рассматривать волонтёрство как площадку для развития мягких навыков личности;- включить добровольческие проекты и акции во внеурочную деятельность;- продолжить проведение конкурса социальных проектов «Конвейер проектов», привлекая больше социальных партнеров;- продолжить работу по формированию проектного мышления учащихся и педагогов;
- организовать воспитательную работу в образовательных организациях на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, с целью формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, в том числе используя модель военно-патриотических клубов;
- обеспечить вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации в целях ознакомления с современными профессиями и профессиями будущего, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;
- способствовать распространению лучших муниципальных профориентационных практик учащихся, реализуемых в рамках муниципального образовательного проекта «ТраеКТОриЯ: выбираю будущее»;- использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ интерактивную технологию «Профессиональная проба»;- продолжить положительную практику организации профессиональных проб в рамках муниципальных проектов «Лестница профессиональных проб», «Профессии в деталях»;
- расширять условия для создания и распространения продуктов творческих (креативных) индустрий, произведенных учащимися, совместно с представителями-наставниками профессионального образования, организаций реального сектора экономики как элементов историко-культурного, нематериального наследия Республики Коми;
- обновлять содержание и формы обучения дополнительного образования, направленные на мероприятия ранней профориентации детей;
- использовать в дополнительном образовании детей потенциал профессионального образования, организаций реального сектора экономики в ранней профориентации детей, развитии навыков планирования карьеры с учетом социально-экономического развития Республики Коми.
Расширять возможности дополнительного образования детей для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью программ дополнительного образования по всем направленностям, а также:
- обеспечить межведомственное взаимодействие с учреждениями культуры МО ГО «Сыктывкар» по вопросам социально- культурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью;- расширить доступность инфраструктуры дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с целью обеспечения успешной социализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью;- расширить спектр возможностей для проявления творческих способностей для детей с ограниченными возможностями здоровья через внесение отдельных номинаций в каждое направление в рамках конкурса – фестиваля «Юное дарование».
Использовать возможности дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в частности:
-организовать с привлечением специалистов МУДО «ЦППМиСП» проведение обучающих семинаров-тренингов с педагогами школ с низкими образовательными результатами;- организовать совместно с муниципальными центрами дополнительного образования цикл систематических профильных мотивационных смен по математике и русскому языку на базах школ с низкими образовательными результатами;- рассмотреть возможность реализации модульных дополнительных общеобразовательных программ муниципальных центров дополнительного образования, по договору сетевого взаимодействия, на базах ШНОР, - разработать методические рекомендации по профилактике и преодолению школьной неуспешности средствами дополнительного образования у учащихся города;
-содействовать обобщению и распространению эффективных форм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей.
Форум вызвал больший интерес у участников, во время проведения форума было много положительных отзывов.
Благодарим организаторов и педагогических работников за плодотворную работу и желаем дальнейших успехов!