03 ноября 2022 года, на базе МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи» прошло заседание методического объединения «Шахматы» Городского методического объединения педагогов дополнительного образования.
На заседании присутствовали учителя и педагоги дополнительного образования г. Сыктывкара, курирующие этот предмет. Куратор методического объединения «Шахматы» Лихачев Станислав Николаевич, педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ» открыл заседание и познакомил участников с повесткой заседания:
- о планировании деятельности методического объединения на 2022-2023 учебный год в свете обновления содержания дополнительного образования, современных подходов к шахматному направлению;
- проведение семинара-практикума «Организация школьных шахматных турниров - базовый курс турнирных правил, их применение к школьному уровню»;
- вопросы и ответы, обсуждение конкурсных мероприятий.
Станислав Николаевич обозначил современные подходы к шахматному образованию, уделив внимание формированию у детей лидерских качеств, творческих способностей, интеллектуального развития посредством игры в шахматы. Он отметил, что шахматы являются не только отличным тренажером для развития интеллектуальных способностей учащихся, но и психологической школой успеха.
Далее продолжила заседание Иванова Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования МАОУ «СОШ №35». Она провела семинар -практикум «Организация школьных шахматных турниров – базовый курс турнирных правил, их применение к школьному уровню».
В рамках семинара представлена методика работы по повышению познавательной активности учащихся и эффективности процесса обучения, развития и совершенствования личности. Ирина Михайловна отметила, что социальная значимость шахматной игры очень высока, так как скорость интеллектуальной реакции у детей активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Играя в шахматы, учащийся в уме мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия. На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, а на языке психологов происходящий процесс называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности. Поэтому шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр (на примере учебного пособия для общеобразовательных организаций Э.Э. Уманской, Е.И. Волковой, Е.А.Прудниковой «Шахматы в школе»).
Далее педагог предложила ряд заданий с примерами для использования на занятиях по шахматам.
В ходе заседания методического объединения обсудили проведение конкурсных мероприятий по шахматам, в том числе Спартакиаду среди учащихся муниципальных организаций дополнительного образования на 2022-2023 учебный год, с целью развития мотивации и интереса у детей к шахматам.
Соловей О.К., методист, руководитель ГМО пдо,
Мозер С.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ.